«АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ БІРЖАН САЛ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІ АҚТАС АУЫЛЫНЫҢ БАСТАУЫШ МЕКТЕБІ» КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА АКТАС ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЙОНУ БИРЖАН САЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»
Самооценка работы школы
за 2023-2024 учебные года
ПЕРЕАТТЕСТАЦИЯ
Содержание:
1.1. Предшкольный класс
3. Требования к обновленному содержанию начальногог, основного среднего образования с ориентиром на результаты обучения:
4. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся по обновленному содержанию начального, основного среднего образования:
1) Недельная учебная нагрузка обучающихся по классам, установленная ТУП ОСО;
5. Требования к уровню подготовки обучающихся:
1) Копии протоколов итоговой аттестации обучающихся, а также по одному видеоматериалу урока по каждому учебному предмету инвариантного компонента ТАП ОСО;
2) Соблюдение требований к домашнему заданию;
3) Осуществление оценки учебных достижений обучающихся, соблюдение требований формативного и суммативного оценивания;
4) Копии ведомостей оценок качества знаний , умений и навыков обучающихся, в том числе заполненные таблицы, согласно приложениям 15,16)
6. Требования к сроку обучения:
1) соблюдение требований к срокам освоения общеобразовательных учебных программ соответствующих уровней;
2) соблюдение требований к продолжительности учебного года по классам и продолжительности каникулярного времени в учебном году;
1.Приказ о создании комиссии по проведению самооценки школы за 2023-2024 учебный год.
Копия приказа прилагается :
https://cloud.mail.ru/public/ePD8/QjbqqEnsj
Копия протокола прилагается
https://cloud.mail.ru/public/jhTJ/ufik2m2ET
1.
Управление КГУ « начальная школа с.Актас отдела образования по району Биржан сал » осуществляет заведующая школы Ескендирова Жанар Габдуллаевна- образование высшее; окончила в 2009 г. ГУ имени Абая Мырзахметова по специальности ПМНО стаж работы 23 года, из них в качестве заведующей 20 лет. Прохождение курсов повышения квалификации- курсы повышения квалификации руководителей МКШ «Лидерство и управление» в г. Нур-Султан 09.07.2019г.- 10.04.2020г.
Методическую и воспитательную работу осуществляет сама заведующая школы.
Копия приказа о назначении прилагается: https://cloud.mail.ru/public/iqP9/HBPv2S6iY
Копии сертификатов о прохождении курсов руководителя прилагаются: https://cloud.mail.ru/public/RiQZ/RFopafkPv
Общая характеристика организации образования
3. Контактные данные юридического лица- рабочий тел. 8(716) 39 31253, электронная почта zieskiendirova@mail.ru
4.Контактные данные представителя юр. лица (Ф.И.О. руководителя, копия приказа о назначении на должность) – Ескендирова Ж.Г. сот. Тел. 87029456621, вацап 87029456621, назначена на должность заведующей школы 15.10.2003 году.
5. В 2023-2024 учебном году Предшкольного класса нет.
Перспективы развития Предшкольного класса села Актас при отделе образования по району Биржан сал управления образования Акмолинской области»:
1.Повышение доли педагогов с категориями педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь в течении пяти лет.
2. Приобретение спортивного инвентаря.
Председатель комиссии по самоаттестации КГУ НШ села Актас в предшкольном классе села Актас при отделе образования по району Биржан сал управления образования Акмолинской области»:
Заведующая школы:______________Ескендирова Ж.Г.
КГУ « Начальная школа села Актас отдела образования по району Биржан сал управления образования Акмолинской области» является юридическим лицом. Свидетельство о государственной перерегистрации БИН 021240004510 от 22.01.2021 года.
Лицензия № KZ72LAA00024319. на занятие образовательной деятельности в сфере основного среднего образования на территории района Биржан сал.
Копия лицензии прилагается: https://cloud.mail.ru/public/JvgE/jDJKcaAZV
Управление организации образования осуществляется в соответствии с Уставом, утвержденном постановлением акимата Акмолинской области от 5 января 2021 года №А-1/3.
Копия Устава прилагается: https://cloud.mail.ru/public/vXAM/MCubbTxKy
В наличии имеется технический паспорт от 11.10.2013 г.
Акт на право пользования площадью и сведения о легализации здания от 16.09.2013 г.
В организации образования имеется номенклатурадел и вся документация проверялась по номенклатуре.
Акт проверки готовности школы приемной комиссии от отдела образования от
Год постройки здания 1962 год, ввода здания в эксплуатацию 2009 г, располагается в приспособленном здании на 32 мест,общая площадь здания составляет 249,1 кв.м.
Здание расположено по адресу: с.Актас. района Биржан сал Акмолинской области . ул. Элеватор 21.
Отопление здания организации образования- автономное, водоснабжение здания организации образования –централизованное, имеется внутренний санитарный узел.
Видеоматериал здание школы прилагается: https://cloud.mail.ru/public/bRX8/ccyBbY2RU
Справка о гос.регистрации прилагается:
https://cloud.mail.ru/public/e8K3/1APxAFGxQ
При организации образовательного процеса организация образования руководствуется Законами Республики Казахстан «Об образовании», «О статусе педагога» и осуществляют процесс обучения на основе следующих нормативных документов:
-« Об утверждении ГОСО всех уровней образования приказ Министра Просвещения от 03.08.2022 года №348.
-« об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций ( приказ МОН РК от 3 апреля 2013 года № 115 ( с изм. и доп. на 27 ноября 2020г. №496;)
- «Об утверждении типовых учебных программ приложение 1 к приказу Министра образования и науки РК от 20.08.21г.№415;
-Приложение 2.7. к приказу Министра образования и науки РК от 08.11.2021г.№500;
-«Об утверждении Методических рекомпендаций по осуществлению учебного процесса в организациях образования в период ограничительных мер, связанных с расппостранением коронавирусной инфекции» приложение к приказу Министра образования и науки РК от 31.08.2021г. №444;
-«Об утверждении перечня учебников. Учебно-методических комплексов , пособий и другой дополнительной литературы. В том числе на электронных носителях» ( приказ МОН РК от 26.07.2019г. №334);
-« Об утверждении Типовых правил деятельностии организаций образования соответствующих типов» (приказ МОН РК №595 от 30.10.2018г);
- «Об утверждении Типовых правил деятельности видов специальных организаций образования» (приказ МОН РК от 14 февраля 2017 года №66);
- «О внесении изменения в приказ МОН РК от 20 марта 2015 года №137 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям» (приказ МОН РК от 28 августа 2020года №374);
- «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности МОН РК от 16 мая 2008 года №272 «Об утверждении Типовых правил организаций деятельности педагогического совета» (приказ МОН РК № 125 от 02.04.2020г);
- Санитарные правила «санитарно- эпидемиологическиек требования к объектам образования», утвержденные приказом МЗ РК № ДСМ -76 от 5.08.2021г (зарегистрирован в МЮ РК за № 23890 иот 06.08. 2021 г.)
2. Кадровый состав:
В школе работают всего 7 педагогов. Из них в настоящее время 2-находятся в отпуске по уходу за ребенком до года. На начало учебного года работает 6 учителей, из них 2-по совместительству с КГУ «Основная школа села Алға отдела образования по району Биржан сал Управления образования Акмолинской области». , 1 учитель принят временно,на время декретного отпуска, Педагогический персонал принимается на работу на основании их собственного заявления с дальнейшим заключением трудовых договоров. Подбор и расстановку кадров осуществляет заведующая школы соответствии с типовыми штатами работников организации среднего общего образования..
Образование |
2023-2024 учебный год |
Высшее |
4 |
Среднее специальное |
2 |
Штатное расписание прилагается:
https://cloud.mail.ru/public/8wtW/AV9QZMRuU
Тарификационный список прилагается:
https://cloud.mail.ru/public/bq7f/CYiQmcNKn
Сертификаты учителей о прохождении курсов прилагаются:
https://cloud.mail.ru/public/ybPs/SwQjDbL3D
https://cloud.mail.ru/public/Vpun/KaLfQZALG
Критерии для оценки КГУ «Начальная школа села Актас», реализующей общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования.
13. Требования к обновленному содержанию начального, основного среднего и общего среднего образования с ориентиром на результаты обучения:
1) наличие и соответствие годового плана работы организации образования базовым ценностям, целям и задачам общего среднего образования. Определенным требованиям ГОСО (прилагаются копии годовых планов работы за оцениваемый период)
2023-2024 учебный год |
Учебный план школы был составлен на основе
«Білім туралы», «Педагог мәртебесі туралы», «Қазақстан Республикасындағы Баланың құқықтары туралы» Қазақстан Республикасының Заңдарын басшылыққа ала отырып, оқу-тәрбие процесін келесі нормативтік құжаттар негізінде жоспарлады. «Жалпы білім беру ұйымдарына арналған жалпы білім беретін пәндер, таңдау курстары мен факультативтер бойынша үлгілік оқу бағдарламаларын бекіту туралы» ҚР Оқу-ағарту министрінің 16.09.2022ж. №399 бұйрығы 21.11.2022 ж. № 467, 05.07.2023 ж. № 199 бұйрығымен енгізілген өзгерістерімен; «Қазақстан Республикасында бастауыш, негізгі орта, жалпы орта білім берудің үлгілік оқу жоспарларын бекіту туралы» (ҚР МП 2012 жылғы 8 қарашадағы № 500 бұйрығы); «Қазақстан Республикасында бастауыш, негізгі орта, жалпы орта білім берудің үлгілік оқу жоспарларын «Білім алушылардың үлгеріміне ағымдық бақылау, аралық және қорытынды аттестаттау өткізудің үлгілік ережелерін бекіту туралы» ҚР БҒМ 18.03.2008 ж. № 125 бұйрығы, ҚР Оқу-ағарту министрінің 13.04.2023 ж. №96 бұйрығымен енгізілген өзгерістерімен;
Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрінің 2022 жылғы 3 тамыз №348 бұйрығымен бекітілген білім берудің мемлекеттік жалпыға міндетті стандартын, "Қазақстан Республикасындағы бастауыш, негізгі орта, жалпы орта білім берудің үлгілік оқу жоспарларын бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрінің 2012 жылғы 8 қарашадағы № 500 бұйрығына өзгерістер енгізу туралы Қазақстан Республикасы Оқу-ағарту министрінің 2023 жылғы тамыздағы №264 бұйрығы /1,2 қосымшасы/ Ақтас а. бастауыш мектебі №1педагогикалық кеңесі отырысының шешімімен; «ҚР Білім және ғылым министрінің кейбір бұйрықтарына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы» ҚР Білім және ғылым министрінің 2021 жылғы 20 тамыздағы № 415 бұйрығы негізінде жүзеге асырылады және «ҚР БҒМ 2018 жылғы 31 қазандағы № 604 бұйрығына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы» 2020 жылғы 5 мамырдағы № 182 бұйрығының 14-тармағында бастауыш сыныптағы «Ақпараттық-коммуникациялық технологиялар» пәнінің атауы «Цифрлық сауаттылық» болып өзгертілді. «Цифрлық сауаттылық» пәнін оқыту 2020 жылғы 27 қарашада бекітілген № 496 «ҚР БҒМ кейбір бұйрықтарына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы» бұйрығына сәйкес жүргізілетін болады (2013 жылғы 3 сәуірдегі №115 бұйрығына (188-2к қосымша), 2019 жылғы 26 шілдедегі № 334 бұйрығына (4-қосымша) өзгерістер енгізілді).«Цифрлық сауаттылық» оқу пәні 1-сыныпта 2024 жылдың 1 қаңтарынан оқытылады. Ы.Алтынсарин атындағы Ұлттық білім академиясының «2023-2024 оқу жылында ҚР жалпы орта білім беретін мектептерінде оқу процесін ұйымдастырудың ерекшеліктері туралы» әдістемелік нұсқау хаты; Оқу жүктемесінің жоғарғы шекті көлемі 1,4 сыныптарда аптасына – 79 сағат. 2023-2024 оқу жылы 2,3 орыс сыныптар жоқ. Жұмыстық оқу жоспарының инвариативтік бөлігі бойынша оқу жүктемелері: 1-сыныпта – 18,5 сағат, 2-сыныпта-22, 3-сыныпта-25, 4-сыныпта – 25 сағат, 1 класс-20 сағат, 4 класс-27 сағат. Барлығы 1,4 сыныптардың инвариативтік сағаттар саны аптасына – 137,5 сағ. Жұмыстық оқу жоспарының вариативтік бөлігі: Оқушылардың математикалық сауаттылығын және логикалық ойлауын дамыту мақсатында 1-3-сыныпта «қызықты математика», 2-4 сыныпта-«қызықты математика». Жалпы 1 сағаттан бөлінді. . |
Приложение 4
к Критериям оценки
организаций образования
Лист оценивания
КГУ «Начальная школа села Актас ОО по району Биржан сал УО Акмолинской области»
2020-2023 уч.год
(наименование организации образования)
№ п/п |
Критерии оценивания |
Содержание оценивания измерителя, соответствующего организации образования |
Баллы |
1 |
Доля педагогов, имеющих высшее (послевузовское) педагогическое образование по соответствующему профилю или документ, подтверждающий педагогическую переподготовку
|
В школе 7 учителей, из 6-имеют высшее педагогическое образование 86% |
4 |
2 |
Доля педагогов, которые не реже одного раза в пять лет повышали/подтверждали уровень квалификационной категории (в том числе руководителей не реже одного раза в три года) |
В школе 7 учителей , из них 2 находятся в декретном отпуске (2 учителя с 2021 года, 1 учитель с 2022 года). Из 6 учителей -пяти проходили курсы повышения квалификации. Заведующая школы проходила курсы в 2020 году. |
3 |
3 |
Доля педагогов высшей и первой категории, педагогов-экспертов, педагогов-исследователей, педагогов-мастеров, для которых основным местом работы является лицензиат, от общего числа педагогов начального уровня образования в соответствии с приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 24 ноября 2022 года № 473 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 30721 |
Всего 6 учителей, из них педагог-эксперт, педагог-модератор-2. |
5 |
|
|
|
|
4 |
Оснащенность оборудованием и мебелью организаций образования в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 70 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13272)
|
Имеется 95-99% |
4 |
5 |
Обеспеченность учебно-методическими комплексами для дошкольных организаций в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 мая 2020 года № 216 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20708) |
Имеется 95-99% |
4 |
По итогам самооценки за 2020-2023 учебные годы КГУ «Начальная школа села Актас ОО по району Биржан сал УО Акмолинской области» оценила себя удовлетворительно.
Ссылка к приложению: https://cloud.mail.ru/public/qQPy/zAf43aApm
Руководитель организации образования__________________________________Ескендирова Ж.Г
2) наличие и соответствие рабочего учебного плана. Расписаний занятий утвержденных руководителем организации образования. Требованиям ГОСОи типовым учебным планам начального, основного среднего. Общего среднего образования , утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года №500 ( Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8170). Прилагаются копии рабочих учебных планов и расписаний занятий за оцениваемый период)
Рабочий учебный план КГУ « Начальная школа села Актас» (сканированный вариант за 3 года прилагается) составлен в соответствии с требованиями ГОСО и типовыми учебными планами основного среднего. Общего среднего образования, утвержденными. Рабочий учебный план согласован с руководителем отдела образования по району Биржан сал Акмолинской области, утвержден заведующей школы.
Копия РУПа прилагается:
https://cloud.mail.ru/public/nbMW/7SKzoxan5
3)Инвариантный компонент ( освоение базового содержания общеобразовательных предметов в соответствии с типовыми учебными программами по общеобразовательным предметам) ( Прилагается РУП за 2023-2024 уч. год)
4) Основной целью организации воспитания в нашей школе, является создание условий для формирования гуманистического типа личности, ориентированной на творческое преобразование деятельности и саморазвитие. В этом учебном году реализован план Единой программы воспитания»
Воспитание и привитие у подрастающего поколения духовно-нравственных качеств актуально во все времена. Наше будущее, будущее страны – молодое поколение, а воспитание поколений – извечная тема человечества.
Воспитание сегодняшних детей и подростков, которые станут будущим страны, предоставление им максимальной социальной поддержки, создание условий для их полноценного образования, защита их прав и законных интересов, является одними из основных направлений национальной политики Казахстана.
Воспитание и обучение тесно связаны, представляют собой единый процесс, который невозможно отделить друг от друга. Воспитание в организациях образования осуществляется посредством предметного содержания, классных часов и дополнительных внеклассных и внешкольных занятий.
На выступлении Главой государства Касым-Жомартом Токаевым на втором заседании Национального курултая
«Әділетті Қазақстан – Адал азамат» было отмечено «Каким образом мы станем успешной страной»? Качества, присущие ответственному гражданину, необходимо укоренить в сознании подрастающего поколения. Если мы не будем направлять детей, показывать им правильный путь – это может стать крайне опасной тенденцией… Плохие привычки молодежи – это прежде всего упущения старшего поколения», поэтому для создания справедливого Казахстана необходимо:
«Единая программа воспитания» основана на национальных, общечеловеческих ценностях казахского народа. В этом документе определены цель и задачи воспитания, которые должны быть реализованы в воспитательной работе организаций образования. Наша цель – воспитать добросовестного гражданина, впитавшего в себя общечеловеческие и национальные ценности и освоившего передовое мировое образование.
Цель: воспитание трудолюбивого, честного, сознательного, созидательного гражданина на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Национальные ценности: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, СОВЕСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ.
Национальный интерес:
Участие в укреплении государственности Казахстана;
Готовность служить национальным интересам Казахстана;
Служение во благо общества;
Активно способствовать формированию казахстанского имиджа;
Быть готовым обеспечить безопасность Казахстана;
Бережно относиться к национальному наследию;
Прославлять национальную культуру;
Расширять сферы применения казахского языка;
Ожидаемый результат:
Совесть:
Ожидаемый результат:
Стремление:
Ожидаемый результат:
Реализация комплексного плана воспитания с учетом возрастных особенностей детей:
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 ЛЕТ
Это период, когда родители непосредственно влияют на развитие ребенка. Он особенно жаждет любви своих родителей и склонен узнавать окружающих людей, прикасаясь к ним. Стремится действовать самостоятельно, заинтересован в том, чтобы попробовать что-то новое. Он повторяет то, что видел.
Ведущим видом деятельности является игра.
Обучение и воспитание детей от 3-х до 6 лет более эффективно проходит через игровую деятельность. Рекомендации:
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ
Дети в возрасте 6-10 лет открыты для изучения нового, любопытны и стремятся учиться. Старается правильно выполнять поставленную задачу, любое действие стремится совершать с искренними намерениями, проявляет активность в заботе о животных и природе, склонен проявлять доброту к детям младше его.
Ведущим видом деятельности является обучение.
Рекомендации:
Формы внеурочной деятельности:
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.
Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Ведущие формы деятельности:
Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Ведущие формы деятельности:
Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Ведущие формы деятельности:
Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Ведущие формы деятельности:
Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.
Ведущие формы деятельности:
Воспитательные планы
Расписание кружков (прилагается)
Достижения учащихся, педагогов (прилагаются)
Таблица контингента учащихся за 5 лет ( 2018г-2023г)
|
1кл |
2кл |
3кл |
4кл |
Итого |
2019-2020г |
6 |
6 |
6 |
2 |
20 |
2020-2021г |
5 |
6 |
6 |
6 |
23 |
2021-2022г |
2 |
5 |
6 |
6 |
19 |
2022-2023 |
4 |
1 |
4 |
5 |
14 |
2023-2024 |
3 |
4 |
1 |
3 |
11 |
Из таблицы видно, что контингент учащихся был стабильным на протяжении 4 лет, в этом учебном году количество снизилось
Список учащихся прилагается:
https://cloud.mail.ru/public/M3KY/Nqos2BjwZ
Рабочий учебный план способствует реализации принципа преемственности между всеми ступенями образования.
( РУПы за 3 года прилагаются)
(Расписание курсов по выбору, кружков, факультативов прилагается)
(Результаты участия в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах прилагается)
9)Изучение обязательного учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности;
Основы безопасности и жизнедеятельности в нашей школе , как школьный предмет, является обязательным . Он включает в себя последовательные циклы с теоретическим материалом и практическими занятиями. Зачастую ученики любят уроки ОБЖ именно из-за присутствия элементов практики. На уроках ОБЖ учат оказывать первую медицинскую помощь.
Одной из особенностей обновленной программы является самостоятельная подготовка презентаций своих работ после каждого раздела. Все виды самостоятельной деятельности ученика направлены на развитие функциональной грамотности, чтобы он мог применять полученные знания , умения. Навыки в повседневной жизни.
При выполнении практической работы в каждом разделе, данный вид деятельности дан как примерный. Учитель вправе, исходя из имеющихся материалов, инструментов и оборудования, предложить учащимся на основе выполнения примерного изделия разработать аналогичное.
В обязательную программу включено изучение основ медицинских знаний в объеме не менее 11 часов. Курс ОБЖ с 1 по 4 классы преподают учителя начальных классов.
Первый раздел «Безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях заменен на раздел «Безопаность и защита человека» и он предусмотрен в каждом разделе обновленного содержания при изучении новой темы и проведении практических работ.
Второй раздел «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей» заменен на разделы «Основы здоровья и здорового образа жизни» в 1-4 классах.
Содержание учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 1-4 классах реализуется в рамках учебного курса «Познание мира»:
- в 1-3 классах с годовой учебной нагрузкой 6 часов, в
4 классе – 10 часов, учителями начальных классов;
Несомненная роль предмета ОБЖ заключается в обучении школьников основным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, приемам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при химическом отравлении, при пожаре и дорожно-транспортном происшествии.
Именно уроки ОБЖ способствуют повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, формированию антитеррористического поведения, обеспечению профилактики асоциального поведения, а также воспитанию отрицательного отношения к психоактивным веществам.
Не менее важным являются вопросы обеспечения личной безопасности, которые должен четко знать каждый человек. Владение основами и навыками личной безопасности позволит школьнику чувствовать себя более уверенно в любой ситуации, быть более независимым при решении различных жизненных ситуаций. Человеческая жизнь и здоровье являются самой дорогой ценностью, и проблема их сохранения всегда была и остается актуальной задачей, в решении которой значительное место имеет подготовка людей по вопросам обеспечения безопасности в повседневной жизни. А подготовка эта возможна лишь при изучении курса ОБЖ.
Среди учащихся нашей школы наблюдается заметный рост культуры безопасности как следствие целеустремленной просветительско-пропагандистской работы преподавателей ОБЖ и обучения школьников в рамках самого предмета ОБЖ. Наблюдения показывают, что школьники становятся осторожнее, осмотрительнее в своих поступках, действуют более разумно в различных ситуациях, которые могут привести к опасным последствиям. Возможно, перемены происходят не так быстро, как хотелось бы, но важно то, что они уже происходят. И главное, что хотелось бы выделить – это формирование у обучающихся ценностно-ориентационных умений:
- предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления;
- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- знать основные направления и методы по защите от опасностей природного, техногенного и социального характера;
- оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для учащегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательной
организации;
- самостоятельно организовывать учебную деятельности, оценивать свое поведение, черты своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдать нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни;
- отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.
Кроме всего прочего предмет ОБЖ является неотъемлемой частью подготовки обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Благодаря целенаправленному обучению, школьники учатся самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе за рамками учебного процесса.
Как показывает опыт, уроки ОБЖ, соревнования «Школа безопасности», военно-спортивная игра «Зарница», внутришкольная олимпиада школьников по ОБЖ делают свое дело – обогащают детей знаниями о том, как следует себя вести, чтобы не попасть в беду или выйти из сложной ситуации, формируют практические навыки помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, совершенствуют навыки ориентирования и поведения в условиях автономного существования и многое другое.
10) Реализация обязательного учебного курса «Правила дорожного движения»
В КГУ « НШ села Актас» составляются планы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и изучения правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах в течение пяти лет.
Перед началом учебного года проводится инструктивно-методическое занятие с педколлективом по выполнению учебной Программы по ПДД; знакомство с методами и формами проведения внеклассных мероприятий; ознакомление с основными разделами ПДД РК. ( проводят школьный инспектор и сотрудник дорожной полиции). В школе оборудован :
- уголок в кабинете по обучению Правилам дорожного движения;
- классные уголки по ПДД в кабинетах начальных классов
Ежедневно, на последнем уроке в начальных классах проводятся беседы-напоминания «минутки безопасности» о соблюдении правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Каждый случай нарушения правил дорожного движения, несмотря на то, что мы живем в селе, обсуждается на классных часах. На родительских собраниях рассматриваются вопросы о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма, ответственности участников движения за нарушение ПДД и роли семьи в воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.Систематически проводятся акции « Внимание! Дорога!».
В период подготовки к летнему отдыху, оздоровлению и занятости учащихся с учителями, руководителями пришкольного участка инструктивные совещания по вопросам предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми, правилам организованной перевозки учащихся. При проведении инструктажа всех знакомим под роспись с «Памяткой-инструкцией».
Уроки (занятия) по ПДД проводят классные руководители, учителя. Для подготовки и организации занятий привлекаем дорожных инспекторов. Занятия с учащимися проводятся в форме бесед, игр, КВН и т.д. во время которых должны использоваться учебно-наглядные пособия (макеты, таблицы, схемы, демонстрируются кино-, видео-, диафильмы. , проводятся настольные игры, экскурсии на улицы и близлежащие перекрестки. Обучение ПДД не должно ограничиваться 45-минутными уроками и практическими занятиями. Нужно как можно чаще проводить кратковременные беседы-напоминания об осторожности и осмотрительности на улице. Эти беседы должны учитывать сезонные изменения, метеорологические условия, дорожную обстановку. Они могут быть проведены в конце занятий.
В профилактике детского дорожно-транспортного травматизма большое значение играет внеклассная работа с учащимися:
-проведение экскурсий на прилегающие к школе улицы и перекрестки. В ходе экскурсий ребята ближе знакомятся с организацией движения на улицах села, убеждаются в том, что нарушения Правил дорожного движения затрудняют ритмичную работу транспорта;
- организация тематических игр, викторин, утренников,конкурсов. Эффективно проводить дни и недели безопасности движения с целью повышения знаний учащимися ПДД.
Приложения (10,11,12,13,14,15,16,17 прилагаются)
14. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся по обновленному содержанию начального, основного среднего и общего среднего образования:
Здоровье школьника, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной мере определяется внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для учеников основной средой является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Поэтому, особое значение имеет рациональная организация процесса образования. Несомненное значение имеет правильно составленное расписание учебных занятий и гигиенически оптимальная организация труда и отдыха, чередующая уроки и перемены недели учебы и каникул. В КГУ « Начальная школа села Актас» недельная нагрузка не превышает предельно допустимую.
Недельная нагрузка
1кл |
2кл |
3кл |
4кл |
19,5 |
24 |
26 |
26 |
Максимальный объем недельной учебной нагрузки обучающихся , составляющей инвариантный и вариативный компоненты , а также недельной и годовой учебной нагрузки по классам . установленной ТУП ОСО соответствует нормам и соблюдается. Классы на группы не делятся, так как школа малокомплектная.
15. Требования к уровню подготовки обучающихся:
1) Уровень подготовки учащихся по каждой образовательной области (и учебным предметам ) соответствует типовым учебным программам и требованиям ГОСО
Общеобразовательные учебные программы основного среднего образования направлены на освоение обучающимися, в том числе обучающимися с особыми образовательными потребностями, базисных основ системы наук, формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение личности и профессиональную ориентацию, а также предпрофильную подготовку обучающихся. Уровень подготовки обучающихся определяется через ожидаемые результаты обучения, которые спроектированы с учетом специфики каждой образовательной области, объединяющей несколько родственных учебных предметов: "Язык и литература", "Математика и информатика", "Естествознание", "Человек и общество", "Технология и искусство", "Физическая культура". Ожидаемые результаты обучения по образовательным областям (и учебным предметам) служат основой для определения базового содержания основного среднего образования. В учебных программах основного среднего образования ожидаемые результаты обучения по образовательным областям (и учебным предметам) конкретизируются в целях обучения по разделам каждого учебного предмета.Система ожидаемых результатов обучения создает возможность для выстраивания индивидуальных траекторий развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, и поэтапного продвижения их к достижению долгосрочных целей обучения. В блоке рабочей программы « Требования к уровню подготовки обучающихся» с отражены требования по рубрикам» «Знать/понимать», «Уметь»\. «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
2) соблюдение требований к домашнему заданию с учетом возможности его выполнения 2,3,4 классов.
Вопрос о домашнем задании в КГУ «Начальная школа с. Актас» занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребенка. Естественно, что любой учитель прикладывает максимум сил для того, чтобы его ученики получили глубокие и прочные знания. Но при всей важности знаний необходимо признать, что главным, «первичным» является здоровье ребенка, а всё остальное, в том числе и знания, «вторично».
Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся.
При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:
• задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);
• задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);
• задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);
• задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
• задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);
• задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);
• в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);
• каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);
• задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);
Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.
Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.
Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.
Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся.
Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и неверный расчёт учителя на умения учащихся, которых у них на самом деле нет.
Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам.
Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.
Согласно современным педагогическим и гигиеническим требованиям, обучение в первом классе проводиться без домашних заданий (только со второго полугодия возможны задания по чтению). Однако нередко это требование нарушается, как нарушается оно и тогда, когда на выходные, праздничные и каникулярные дни дети получают домашние задания.
Рекомендуемое гигиенистами время приготовления уроков не должно превышать во втором-третьем классах-50 минут ,четвёртом – 70 минут. При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. Объём домашнего задания по одному предмету должен составлять 4-5 часть всего времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков.
Родители и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении.
Проверка домашнего задания
Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для для суждения о знаниях каждого ученика.
Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая).
Домашнее задание по казахскому (русскому) языку
Упражнения, которые задаются в качестве домашнего задания, могут выполняться не только в письменной форме, но в некоторых случаях и в устной. Объём письменной домашней работы не должен превышать третьей части объёма работы, выполненной в классе. Время, которое затрачивается на выполнение устного упражнения, не должно превышать установленной нормы. Упражнения могут усложняться рядом разнообразных заданий, что увеличивает объём работы. Это также необходимо учитывать, исходя из того, что на переписывание упражнения обычно требуется от 8 до 15 минут.
Наиболее трудоёмкие задания, как, например, подбор примеров на определенное правило, составление схем, таблиц и т.д., необходимо давать без других заданий, обязательно с предварительной подготовкой, а в ряде случаев – как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. В любом случае необходимо придерживаться меры: при наличии достаточного объёма основного задания нецелесообразно перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их необходимо давать в том случае, когда это действительно важно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более ясной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.
В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, частей слова, целого слова), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, а также разные виды грамматического разбора.
Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).
Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в разных конкретных условиях. Поэтому учителю чрезвычайно важно решить вопрос о степени эффективности каждого из них в данном конкретном случае. Злоупотреблять такими заданиями, которые значительно увеличивают время выполнения уроков (составлять схемы, таблицы, готовить домашние сочинения и т. д.) недопустимо.
В нашей школе , при проверке домашнего задания, практикуются следующие способы:
• фронтальная проверка выполнения упражнения;
• выборочная проверка письменного задания;
• фронтальный опрос по заданию;
• выполнение аналогичного упражнения;
• взаимопроверка выполнения письменного задания;
• опрос по индивидуальным карточкам;
• опрос с вызовом к доске.
Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Выход в рациональном использовании всех выше перечисленных способов. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.
3) осуществление оценки учебных достижений обучающихся в соответствии с критериями оценки знаний обучающихся, утвержденными приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 21 января 2016 года №52 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №13137) и соблюдение требований формативного и суммативного оценивания;
Формативная и суммативная оценки в методике обучения в КГУ
« Начальная школа села Актас»
"Оценивание — категория, касающаяся любого вида деятельности, в котором планомерно и систематично собраны свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о качестве обучения".
Слово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру. Оценивание проводится от официальных тестирований и экзаменаций до неформального оценивания, проводимого учителями в классах неоднократно, ежедневно.
Существуют различные виды оценивания учащихся, однако все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики и предполагают следующие этапы: наблюдение, интерпретацию полученных данных, заключение.
Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть:
. понятным всем участникам образовательного процесса;
. гибким;
. многоинструментальным;
. психологически комфортным;
. многосоставным.
С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся учителя нашей школы умело используют различные виды оценивания: диагностическое, формативное и суммативное.
Различают две формы оценивания: формативная и суммативная.
Обе формы оценивания актуальны и необходимы в современной системе образования. Оценивание, направленное на определение возможностей повышения качества обучения, методов и подходов в реализации этих возможностей, является формативным, иначе – оцениванием для обучения (ОдО). Оценивание для обучения - это процесс выявления и интерпретации
данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся учащиеся в процессе своего обучения. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления итоговых отметок, сертификации, а также, для регистрации динамики продвижения обучения, то оценивание по своей сути является суммативным и называется «оценивание обучения» (ОО). Целью «оценивания обучения» является суммирование всего объема материала, изученного учеником на конкретный момент.
Следовательно, задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся быть оцененными по достоинству. Сосредоточенности на ученике требует от учителя и конструктивистская теория. Решая данную задачу учителям в своей деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами оценивания:
- Значимость. Сосредоточение на оценивании наиболее значимых результатов обучения и деятельности учащихся.
-Адекватность. Отслеживание соответствия оценки знаний, умений, навыков, ценностей, компетентностей целям и результатам обучения.
- Объективность и справедливость. Осуществление тщательной разработки конкретных критериев оценки. Критерии предупреждают опасность использования оценки и отметки как инструмента давления на учащегося.
- Интегрированность. Осуществление оценивания как запланированной и тщательно продуманной составной части процесса обучения.
- Открытость. Сообщение учащимся критериев и методов оценивания заранее, перед выполнением работы. Учащиеся могут участвовать в разработке критериев оценки.
- Доступность. Стремление к простоте и ясности форм, методов, целей и самого процесса оценивания для всех участников образовательного процесса.
- Систематичность. Последовательное и систематическое осуществление процедур оценивания.
- Доброжелательность. Создание условий для партнерских отношений между учителем и учащимся, стимулирующих рост достижений. Направленность на развитие и поддержку учащихся.
На современном этапе развития школы, когда приоритетной целью обучения является развитие школьника, оценка представляет собой меру влияния, изменения, обучения и развития. Все учителя нашей школы придерживаются единых принципов при проведении оценивания, добиваются положительного результата. Применение суммативного и формативного оценивания очень значимо для достижений учащимися основательного понимания предмета.
( прилагаются ведомости оценок качества ЗУН обучающихся, приложения 15и 16 к настоящим Критериям)
Результат оценок качества знаний, умений и навыков обучающихся 4 классов прилагаются: https://cloud.mail.ru/public/H16z/P9E6kK7tz
16. Требования к сроку обучения:
1) соблюдение требований к срокам освоения общеобразовательных учебных программ соответствующих уровней;
Срок освоения общеобразовательной учебной программы основного среднего образования – пять лет. Продолжительность учебного года– 34 учебных недель для 2-4 классов и 33 учебных недель для 1 классов. Продолжительность каникулярного времени в учебном году составляет не менее 25 дней. Каникулы предоставляются три раза в учебном году – осенью, зимой и весной.
2) соблюдение требований к продолжительности учебного года по классам и продолжительности каникулярного времени в учебном году
В 2022-2023 учебном году оценивание осуществляется во 2-4-х классах.
В 1-м классе оценивание не проводится. Баллы формативного оценивания (ФО), суммативного оценивания за раздел (СОР) и за четверть (СОЧ) выставляются в электронных журналах
«Кунделік».
Во 2-4-х классах педагог проводит ФО, СОР и СОЧ по предметам согласно приказу МОН РК от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».
Обязательным элементом урока должна стать обратная связь, которая позволяет корректировать действия педагога, направленные на поддержку обучающегося, и совершенствовать образовательный процесс. При формативном оценивании учителя самостоятельно определяют количество обучающихся и частоту предоставления обратной связи. Не проводится суммативное оценивание по учебным предметам «Художественный труд», «Трудовое обучение», «Рисование», «Физическая культура»,
«Музыка» выставляются
«зачет» («незачет»).
Создается график СОЧ за каждую четверть и предоставляется ученикам и родителям. Учителя разрабатывают задания СОР и СОЧ в соответствии с учебной программой по содержанию пройденного учебного материала раздела, четверти, полугодия.
Учителя самостоятельно составляют задания суммативных работ для обучающихся 2-4-х классов на основе технической спецификации заданий СОР и СОЧ.